Креститель Руси

В русской истории едва ли найдется имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным. Его стараниями  великая страна, Русь, освещена была светом христианской веры. Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии в годы его правления (около 989 года), и это событие на тысячелетие определило весь ход истории России. Народ называл князя Красным Солнышком.

Владимир I Святославич (др.- рус. Володимѣръ Свѧтославичь) — князь новгородский в 970 — 988 годах, великий князь киевский, при котором произошло Крещение Руси. Он родился в 963 году и среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Он был внуком святой  равноапостольной Ольги и сыном князя Святослава. Воспитывал Владимира брат его матери Добрыня.

В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, он стал править в Киеве. Князь Владимир завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге.

По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки, и князь расспрашивал каждого об их вере.  Самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей в заморские страны, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».

Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.

В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому Таинству. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с Крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»

Владимир, прежде всего, предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, наступило незабываемое и единственное в русской истории утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне князь Владимир объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг».  Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли».

Священное желание святого князя было исполнено беспрекословно. В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра и восславили «Христа со Отцем и Святым Духом».  Сюда явился и сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь; взрослые держали на руках младенцев. Священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, объятый восторгом, молился

Дети святого Владимира, которым он раздал уделы, также заботились о распространении и утверждении христианства в подвластных ему областях. Так в Х веке, кроме Киева, Новгорода, Ростова и Суздаля, свет Христов воссиял в городах Муроме, Полоцке, Владимире Волынском, Смоленске, Пскове, Луцке, Тмутаракани и в земле древлянской. В первое время  христианская вера в распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода. От Новгорода она распространилась по волжскому пути.

Нет сомнений, что князь Владимир искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское Житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7), Владимир начал творить множество добрых дел. Он повелел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и брать все, что ему потребно, — едой, питьем или деньгами. Более того, узнав, что больные и немощные не могут добраться до его двора, князь повелел развозить для них по городу пропитание. «И повелел снарядить телеги и, положив на них хлебы, мясо, рыбы, овощи различные, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной или нищий, не могущий ходить?» И тем раздавать все, что им нужно», рассказывает летописец. «И не в Киеве одном, но по всей земле Русской — и в городах, и в селах — везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое, нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных — всех милуя и одевая, и насыщая, и напояя. И так пребывал князь Владимир в добрых делах…» А это уже слова монаха Иакова Черноризца, автора «Памяти и похвалы князю Владимиру».

В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко — легендарный князь русских былин, которому несли службу все русские былинные богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли. Именно на долю князя Владимира выпала тяжелейшая задача борьбы с печенегами — главными врагами Руси в конце X — начале XI веков.. Владимир строит своего рода «засечную черту» по южным границам своего государства: ставит города-крепости по рекам. Крепости эти соединялись мощным земляным валом. Самой знаменитой из них был город Белгород на реке Ирпень. Владимир заселяет крепости на южных рубежах Русской земли «лучшими людьми» из земель новгородских словен, кривичей, чуди, вятичей. Оборона Руси становится поистине государственным делом, общим для всех населяющих Русь славянских и неславянских племен. Кроме всего прочего, это  наносило серьезный удар по прежнему племенному строю Русского государства.

Владимир начал также чеканку монет — золотой («златников») и серебряной («сребреников»), воспроизводивших византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимиръ на столе» (на престоле). Выпуск монеты был обусловлен не экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской золотой и серебряной монетой, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.

В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел и скончался в своей загородной резиденции в Берестове 15 июля 1015.

Точных данных о начале церковного почитания (и формальной канонизации, если такая была) князя Владимира нет. Возможно, князь Владимир первоначально поминался вместе со своими сыновьями, святыми Борисом и Глебом.

Внимание к дню памяти св. Владимира было привлечено церковно-общественными торжествами по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году.

Указом Святейшего Синода «для запечатления навсегда в благоговейной памяти православных чад русской Церкви имени Просветителя русского народа», день памяти св. Владимира определено отнести к праздникам, имеющим в Уставе знак креста в полукруге — «имже бдение совершается». До этого указа полагалась полиелейная служба. Тогда же строятся в России и Князь-Владимирские храмы, наиболее замечательный из которых — Владимирский собор в Киеве.

В Астрахани в честь 900-летия Крещения Руси на пожертвования православных астраханцев и лиц других конфессий в 1895 – 1902 годах  также был воздвигнут храм Святого Равноапостольного князя Владимира.

15 июля 1888 года, в день празднования памяти равноапостольного князя, к выбранному для строительства храма пустырю из всех церквей Астрахани был совершен крестный ход. Преосвященный  Евгений (Шерешилов), возглавлявший Астраханскую епархию в те годы, освятил место будущего собора Святого князя Владимира. Освящал храм святой праведный Иоанн Кронштадтский 15 июля 1902 года.

 

Да будет Имя Господне благословенно в сем храме «отныне и до века».

Наш канал в Telegram

Канал о жизни и событиях в монастыре, в скиту, анонсы о встречах и мероприятиях: https://t.me/ioannoru.

Наши службы

В монастыре ежедневно:

Вечернее богослужение - в 17:00,
Божественная литургия - в 7:30.
В праздничные дни - в 8:30.
(Начало исповеди в 7:30. После литургии служатся требы).
В понедельник, в 17:30, Акафист Иоанну Предтече Крестителю Господню.
В пятницу, в 18:00, Акафист Божией Матери пред Иверской Ее иконой (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Расписание богослужений

Таинство Крещения совершается с понедельника по субботу сразу после литургии, около 9:00 - 9:30 ч.

Дети

При монастыре с 2000 года действует воскресная школа для детей в возрасте 9-14 лет, при которой с 2005 года существует хор мальчиков (с 7 до 14 лет). Запись по телефону 69-00-44.