И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь.
Лука 3:22
Этот праздник отмечается в следующий за Троицей понедельник. Он был установлен «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.
Церковный календарь называет эту дату днём Сошествия Святого Духа на апостолов. Праздник установлен согласно рассказам книги Деяний апостолов о восхождении особого дара на учеников Иисуса Христа на 50-й день после его воскресения и 10-й — после вознесения на небо.
Святой Дух объединяет людей в сообщество и обеспечивает его сакраментальную жизнь. Именно от сошествия Святого Духа на апостолов начинается история создания Церкви, от которой ведут свое происхождение все современные христианские общины на планете.
Как и все ипостаси (лица) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами, присущими только Богу. Как и все Лица Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица Святой Троицы, Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Отцом и Сыном. Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть, поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.
От двух других лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала, ни конца, оно вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог. В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога и приобщая его к полноте всеблаженной Божественной жизни.
Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия, общие для всех Лиц Святой Троицы, и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына — Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы — «Ума, Слова и Духа — единой соприродности и божественности» (святой Григорий Богослов).