Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Тропарь, глас 5.
Пасха - величайший церковный праздник, день торжества христианской веры, знамение победы Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является «Праздником праздников и Торжеством из торжеств», почему и богослужение его отличается величием и необычайной торжественностью.
Светлое Воскресенье Христово — день совершенно особенный. У него глубочайшие корни, древняя история, он овеян сотнями легенд, сказаний, поверий, традиций. Многие из них составляют основу веры нашего народа.
Праздник Пасхи – древнейший из всех христианских праздников: он был установлен с самого времени Воскресения Господа Иисуса Христа. Его торжественно отмечали ученики Спасителя, святые апостолы. Само слово пасха происходит от древнееврейского песах, что означает проходить мимо, и напоминает о том, что Ангел, поражавший смертью всех первенцев египетских семей, проходил мимо домов иудейских.
Новозаветная Пасха есть Сам Христос, принявший за нас смерть на Кресте и воскресший. Для христиан Пасха – переход от земли к небу, от смерти к вечной жизни.
В России празднование Пасхи всегда отличалось особой торжественностью. В Москве торжественное богослужение в пасхальную ночь совершалось в Успенском соборе, в присутствии царя, что придавало внушительность и торжественность церковным обрядам. У дверей собора стояли стрелецкие подполковники, которые обязаны были следить за тем, чтобы в собор проникали только те, кто был одет в золотые кафтаны. После стихир государь прикладывался к образам, подносимым ему духовенством, и творил целование в уста со старшими, а младших жаловал к руке и оделял красными или золочеными яйцами, либо куриными и гусиными, либо деревянными, точеными, расписанными по золоту яркими красками с изображением цветов, птиц и зверей. Затем к целованию царской руки подходили бояре по чинам, сначала старшие. После утрени государь шел в Архангельский собор «христосоваться с родителями», т.е. поклониться их праху. В придворном Благовещенском соборе он христосовался «в уста» со своим духовником и также жаловал его и прочих яйцами. Равным образом делал он то же и во дворце, христосовался с боярами. В Золотой палате славили Христа духовные власти особо, после чего царь шествовал поздравлять царицу с детьми. С ними обычно он слушал обедню в одной из дворцовых церквей, а к поздней обедне выходил в Успенский собор во всех регалиях. После этой обедни Царь осчастливливал своим высоким вниманием всех придворных, не исключая всякого рода мастеров, допуская их к руке.
В первый же день св. Пасхи государь отправлялся по тюрьмам и, показывая лучший пример христианского смирения и милосердия, сказывал заключенным: «Христос воскрес и для вас», — и одарял каждого либо новой шубкой, либо рубашкой и присылал яства для разговенья. Более смирным и менее виновным преступникам давали по три чарки, а остальным по две, да по две и по одной кружке меду. А в Золотой палате в присутствии царицы в это время кормили нищую братию.
Московский Патриарх, следуя священным обычаям старины, устраивал обильный яствами пасхальный стол для духовенства, сослужившего ему.
Празднование «Великого дня» на матушке-Руси начиналось троекратным лобызаньем и приветствием друг друга словами «Христос воскресе» и ответным «Воистину воскресе», при этом христиане отдаривали друг друга яйцами.
Обычай этот вел свое начало со времени римского императора Тиберия, которому св. Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла в дар красное яйцо. Обыкновенно яйца окрашивали в красный цвет — символ крови Господней, но встречались покрытия и других цветов с затейливыми и причудливыми узорами. Особенным уважением пользовалось в народе первое полученное пасхальное яйцо. Оно, по поверию, обладало способностью открывать нечистую силу, и не портилось до следующего года. Возвращаясь после пасхальной заутрени домой, народ любовался восходящим солнцем, играющим на небе и разделяющим всеобщее ликование и природы, и людей.
Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»
С праздником Светлого Христова Воскресения всех вас, дорогие наши прихожане! Христос Воскресе!