Расскажите, как Вы стали казаком?
Я принял присягу в 2001-м после окончания военного института. На тот момент я был офицером запаса, но в ряды казаков вступил простым рядовым. Я знал, что мои предки были казаками. Это было важным обстоятельством. Мой прадед погиб в 1915 году на фронтах Первой мировой. Ему было 23 года, но в этом юном возрасте он уже был полным кавалером Георгиевского ордена, от бабушки нам передали четыре его креста: золотой и три серебряных. Я могу только предполагать, что он воевал на передовой и, по всей видимости, был храбрым человеком.
Вы вступали в казаки в сложное для страны время. Не секрет, что и казачество тогда только обретало некую системность, форму. Через что пришлось пройти?
Началась моя казачья жизнь действительно в трудное время. Не так много было сфер, где мы могли себя проявить. Нестабильность в политике, постоянные скачки в экономике и свобода, которую черпали все. Не дожидаясь ни кого, мы сами сформировали дружину и начали работать. На тот момент мы были единственным казачьим обществом в области, которое начало заниматься тем, что всегда было присуще казакам — охрана границ страны, общественного порядка. Уже потом стали организовывать народные праздники, крестные ходы. В 2003 году на очередном круге меня избрали атаманом Красноярского казачьего общества. Мы провели анализ, определили приоритеты развития, стратегию. По моей рекомендации наши казаки вошли в составы различных комиссий района — антинаркотической, по делам несовершеннолетних, стали членами этноконфессионального совета. В 2005 году мы провели первый лагерь для подростков из малообеспеченных семей. Впоследствии это вылилось в более серьезную работу.
Примерно в это же время мы организовали частное охранное предприятие «Русь», что позволило консолидировать казаков. Работа в охране давала не только право на ношение оружия, ощущение дружины, но и просто материальный достаток, средства содержать семью. Это важно и по сей день. Но сейчас все намного серьезнее и на других уровнях.
Значит ли это, что казаки расширили круг своего служения?
Безусловно. В сегодняшних реалиях не так много таких патриотических сил, которые радеют за Отечество и его интересы, и поэтому современные казаки не ищут, а уже нашли свое место в обществе. И это уже не только воинские обязанности, это и социальный фронт, политический. В целом же, как раньше казаки были фактором межнациональной стабильности и межконфессионального спокойствия в нашей стране, так это есть и сейчас.
Уже сейчас мы видим, что казаки выполняют важную социальную миссию. Есть ли на это ответ от государства?
В царские времена государство казаков поощряло за службу. Это были и земельные наделы, и денежные вознаграждения. Казаки были самодостаточными людьми, крепкими хозяйственниками. Сегодня, конечно же, ситуация изменилась. Мы сейчас работаем над этими моментами, стараемся обеспечивать казаков работой, вносим предложения в законодательство. Но чтобы восстановить былую мощь казачества, ему нужна определенная платформа. И это земля. Согласитесь, трудно воевать за землю, на которой ты не хозяин.
Часто можно слышать упреки в адрес казаков или видеть некое ироничное отношение к казачеству. Беспокоит ли это?
Мы стараемся сильно не слушать, что говорят. Мы стараемся делом доказать, что казаки приносят пользу. Нужно понимать, что казачество сейчас только возрождается, формируется. Это процесс непрерывный и не сиюминутный. И значит, что фронт служения будет расти. Мнений может быть столько же, сколько и людей. Кто из них прав — время покажет. Мы приняли присягу, мы верим в то, что мы делаем и считаем это правильным. Для нас авторитет только Господь Бог.
Какое место занимает вера Православная в жизни казака?
Без веры казачество не будет казачеством. Это будет какая-то общественная или коммерческая организация, которых большое множество. Без благословения окружного или станичного священника ни одно серьезное решение не принимается. Все наши мероприятия начинаются с молитвы, благословения и заканчиваются тем же самым. Казаки принимают присягу на кресте и Евангелии. Это значит, что казак должен быть человеком православным, верующим. Если он присягает и не верит в Бога или сомневается в Православии — это не присяга, а мина замедленного действия, обман и самообман. Поэтому, кто такой казак? Это в первую очередь православный человек, верующий. Мы работаем и взаимодействуем со всеми, но есть веками сложившиеся постулаты, от которых мы стараемся не отступать. И центральное место здесь занимает Православие. Служение Вере и только потом Отечеству — понимаете? Казак в первую очередь защитник веры Православной.
Беседовал Юрий Гаранов