ВВЕДЕ́НИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ — один из великих церковных праздников. Он продолжает тему праздника Рождества Богородицы и совершается 21 ноября (4 декабря). В его основе лежит событие из раннего детства Девы Марии.
Икона «Введение во храм»
СВЯТОЕ ПРЕДАНИЕ
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Святая Анна, мать Богородицы, дала обет Ангелу, явившемуся к ней с вестью о предстоящем рождении ею ребенка: «Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь».
И вот исполнилось Ребенку три года, и сказал отец её Иоаким: «Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными, чтобы Дитя не воротилось и чтобы полюбила Она в сердце своем Храм Господень».
В Храме Марию встретил первосвященник (это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. Когда Её поставили перед храмом Господа, Она бегом поднялась на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. Все были исполнены удивления при виде этого, и даже священники храма были в изумлении. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году мог входить первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились такому необыкновенному событию.
Во время пребывания в Иерусалимском храме Мария воспитывалась вместе с другими благочестивыми девами, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась. Когда ей исполнилось двенадцать лет, по указанию Ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф.
Предание относит установление данного праздника к первым векам христианства и повествует, что императрица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Праздник указан в некоторых месяцесловах VIII века, но краткое его описание свидетельствует об отсутствии особой торжественности его совершения. Широкое распространение праздник получил только с IX века, но до XIV века не входил в число двунадесятых.
Христианские храмы, освященные в честь этого праздника, именуются Введенскими.
Из книги Л.Г. Бухтояровой «Дорога длиною в три столетия», стр. 138-139.