Гостем нашего номера стала Зоя Сколота, преподаватель Астраханского государственного университета, кандидат философских наук, матушка. С Зоей Николаевной мы пообщались о насущных для верующего педагога темах — вере студентов, мировоззренческих тенденциях молодежи и особенностях общения с ней.

— Зоя Николаевна, расскажите, как Вы воцерковились. Мы знаем, что это интересная история.

— Я из мусульманской семьи, и у меня очень верующие родственники-мусульмане. Я до сих пор знаю много молитв на арабском наизусть, я изучала Коран в детстве. В определенный момент я начала спрашивать бабушку и родственников и не всегда получала удовлетворяющие меня ответы. Возможно, это как-то и повлияло. Моя тетя в Сергиевом Посаде, православная, жена священника, была более убедительна в разговорах со мной, когда я приезжала к ним на лето. В 12 лет я и крестилась, это было по собственному желанию. Тетя и стала моей крестной.

— нам известно, Вы преподаете уже почти десять лет. Вы всегда хотели быть преподавателем?

— Это не было целью моей жизни, но, думаю, отчасти это было предрешено — у меня третье поколение преподавателей в семье. В среду педагогов я попала уже верующим человеком. Я читаю этику, эстетику и философию. По первым двум предметам я работаю с самого начала, тем более, что этика — достаточно миссионерский предмет. А вот философию мне дали уже позднее.

— Вы — верующий человек, преподающий в светском заведении. Сталкивались ли с какими-то неудобствами, сложностями на этой почве?

— Академическая атмосфера университета ничуть не давит, не влияет. За 10 лет педагогической работы у меня было всего пару конфликтных ситуаций со студентами, связанных с вероисповеданием. Например, с дизайнерами. Один из предметов, которые я веду, — эстетика. И обязательная часть программы — русская икона. Конечно, у меня к ней особое отношение, тем более, что сама занимаюсь иконописью. И я рассказываю эту тему всегда весьма эмоционально. У меня была группа дизайнеров, в которой почти все учащиеся были мусульманского вероисповедания, некоторые из девочек были в паранджах. Когда мы дошли до нее, студентки подали жалобы на меня в деканат, несмотря на то, что тема стоит в учебном плане. Но разрешили мы эту ситуацию достаточно просто: я на лекции рассказала им о православной эстетике, а они на семинаре — об арабской. В итоге сошлись на том, что все верующие и это хорошо. Конечно, нужно соблюдать толерантность и преподавательскую этику, но часто студенты спрашивают о моем личном мнении, и здесь уже отвечаю так, как есть, как верю. Вообще же, вера помогает в преподавании, мне кажется. Так полнее, так интереснее.

Есть и бытовые моменты. У нас на кафедре сейчас 50 на 50 верующих и атеистов. Раньше я была одна и было сложно именно в неформальной стороне рабочего процесса. Были такие моменты, как и у любых верующих людей, — непонимание во время постов. Ни на каких новогодних мероприятиях я не бываю, но если раньше это казалось несколько странным для коллег, то сейчас это норма. Особенно когда на кафедре философии стало больше верующих людей.

— Насколько уместна миссия в университете, на Ваш взгляд?

— Я думаю, что это очень уместно, ведь студенты — это максималисты. Кто-то из святых отцов сказал, что это самый сложный возраст, они очень переменчивы. Сегодня он верит в одно, а завтра он также рьяно будет верить в другое и защищать это. Тем более, что студенчество — это период набора знаний, у человека, как правило, больше не будет столько времени, чтобы читать, узнавать новое. И моя преподавательская задача в том числе и дать ему информацию о вере. Не важно, выйдет он верующим или нет, важно, что он выйдет с выбором.

— Десять лет преподавания — это солидный срок. По этому отрезку времени можно делать уже какие-то выводы о тенденциях. Поделитесь?

— Раньше было больше неверующих студентов и основной темой дискуссий было доказательство бытия Божия. За десять лет что-то поменялось. Ушли уже глупые и банальные вопросы, но появилась идейная полемика.

Встречаю в последние годы все чаще и детей из верующих семей, которые достаточно скептически относятся к взглядам своих родителей. На одном из недавних семинаров парень заявил, что его родители верят в Бога, и это звучало именно как недостаток. Конечно, вопрос семейного религиозного воспитания очень сложный. Я сама мать, матушка, но пока для меня больше вопросов, чем ответов, в аспекте привития веры в Бога детям.

Вообще, за эти годы я заметила, что студенты стремятся быть приверженцами какой-либо системы взглядов, идеологии. И это становится актуальным. Возьмем тему патриотизма. Если пять лет назад она была не модной, об этом предпочитали не говорить, то сегодня это норма. Это мода, которая диктуется сверху, но она созидательна. В прогрессе за несколько лет количество патриотически настроенных молодых людей постоянно растет. То же самое касается и веры. Мне кажется, что люди хотят иметь какой-то ясный вектор, быть приверженцем чего-то системного, упорядоченного.

— Какая она, студенческая вера?

— Зависит от курса. Например, первый-второй курс — это люди с неустоявшимися взглядами на многие вещи, они менее агрессивны и с большим удовольствием реагируют на вопросы о Боге, если разговор заходит в это русло. Старшие курсы гораздо более неоднозначны. Например, пообщавшись, можно получить просто ошеломляющие результаты, глубокие, а можно встретить и осознанный протест, агрессию.

Студенческая вера — максималистская, ортодоксальная по своей природе. У студенческой веры все просто — либо черное, либо белое. И это нужно учитывать.

Беседовал Юрий Гаранов

Наши службы

В монастыре ежедневно:

Вечернее богослужение - в 17:00,
Божественная литургия - в 7:30.
В праздничные дни - в 8:30.
(Начало исповеди в 7:30. После литургии служатся требы).
В понедельник, в 17:30, Акафист Иоанну Предтече Крестителю Господню.
В пятницу, в 18:00, Акафист Божией Матери пред Иверской Ее иконой (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Расписание богослужений

Таинство Крещения совершается с понедельника по субботу сразу после литургии, около 9:00 - 9:30 ч.

Дети

При монастыре с 2000 года действует воскресная школа для детей в возрасте 9-14 лет, при которой с 2005 года существует хор мальчиков (с 7 до 14 лет). Запись по телефону 69-00-44.