Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь. Заходя в храм, мы попадаем в притвор. В древней Церкви в притворе стояли те, кто готовился к Крещению (оглашенные). Сейчас чаще всего в притворе располагается так называемая свечная лавка. Здесь можно приобрести за пожертвование свечи, заказать поминовение, то есть подать записки, или пожертвовать какие-то посильные средства на храмовые нужды. Образец того, как правильно писать записку, чаще всего можно найти там же в притворе.
Записки надо успеть подать до начала Божественной литургии. Дело в том, что поминовение происходит на первой части литургии, именуемой проскомидия. Существует и еще ряд других доводов, по которым надо приходить в храм за 15–20 минут до начала службы. Первая причина как раз состоит в том, что если мы не написали записки дома, то придется их писать в храме в стесненных обстоятельствах, а если этот день воскресенье или какой-нибудь праздничный, то очередь в свечную лавку может нас вывести из хрупкого душевного равновесия. Придя пораньше, мы успеем и свечи приобрести, и записки подать, и даже задать пару интересующих нас вопросов работнику, который несет послушание в свечной лавке. А если уж мы стоим в очереди, будем смиряться — пусть это будет небольшим испытанием для нашей веры.
И вот, взяв свечи и заказав обедни и молебны, мы проходим в храм, то есть в среднюю его часть, где и будет проходить вся видимая для нас часть богослужения. Кстати, молебны или панихиды относятся к частным богослужениям и начинаются уже после основной общественной службы.
Итак, мы в храме, служба еще не началась, и мы можем спокойно поставить свечи и помолиться перед святыми образами. Здесь стоит отметить, что свечи, которые мы ставим в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча приобретается за пожертвование, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Если служба уже идет, не стоит, расталкивая всех, продираться куда-то, мешая тем самым не только молящимся, но и священникам. Особенно если мы, зайдя в храм, увидели, что открыты Царские, то есть центральные, врата и виден алтарь и святой Престол, и весь храм озарен светом. Даже если мы не разбираемся в тонкостях богослужения, должно быть ясно, что мы вошли в храм в очень важный момент службы. И не стоит не только ставить свечи и разговаривать, но и передвигаться по храму. Давайте приучать себя к уважению к святыням и к богослужению.
Наконец мы поставили все свечи в храме и нашли свое место для того, чтобы участвовать в богослужении. Именно участвовать, потому что люди, стоящие в храме, являются не присутствующими, а участниками богослужения. Как же это возможно? Обязательно нужна подготовка к богослужению: давайте перед посещением храма посмотрим хотя бы в православный календарь: в нем указана священная память каждого дня. А еще лучше найти календарь или книжку, где оговариваются богослужебные моменты и сочетания (к счастью, в Иоанно-Предтеченском монастыре такие брошюры есть).
Вот такими маленькими шажками можно войти в богослужение. Изучение это должно быть постоянным, оно не должно прерываться на месяц или два. Не сразу мы начнем понимать молитвы и песнопения, на это может уйти не один год. Но постепенно к нам придет радость и полнота участия в богослужении, и мы по-настоящему войдем в Церковь Христову. Священномученик Киприан Карфагенский сказал слова, которые мы должны постоянно держать в уме и в сердце своем: «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева».
Олег Трясучев