— Ирина Владимировна, вы долгое время проработали в школе. Как вы стали учителем?

— Я учителем мечтала быть всегда, с самого детства. Я даже играла в учителей и учеников. У меня была младшая двоюродная сестра, она всегда была моей ученицей, а я была ее учителем. А так как я особенно любила искусство и литературу, поэтому выбрала себе специальность учителя русского языка и литературы. Раньше не было факультета, где бы учили мировой художественной культуре.

— Вы больше литератор или языковед?

— Я долгое время была учителем только литературы, работала во 2-м лицее. Валерий Викторович Разуваев ввел такое разделение в нашем учебном заведении — на учителей русского языка и литературы. Не могу сказать, что я совсем не вела русский язык, но в основном преподавала литературу у старших классов. Это была очень серьезная русская классика.

— Быть учителем — это призвание?

— Конечно. Я и сейчас не перестала быть учителем. Главные посетители картинной галереи — школьники. Ученики младших и старших классов, студенты колледжей, вузов. Это всегда педагогическое общение. Не случайно сейчас в музеях Москвы и Санкт-Петербурга есть отделы музейной педагогики. Я сама прошла повышение квалификации в Петербурге как музейный педагог.

— Скажите, а почему вы ушли из школы работать в картинную галерею?

— Я бы никогда не решилась уйти из школы. У меня получалось работать с детьми. И от работы я получала большое удовольствие. Меня пригласила сюда работать директор галереи, Ирина Игоревна Перова. Мы с ней встретились на конкурсе «Учитель года». Я была его участницей и призером. Мы познакомились, и это сыграло свою роль. Ирина Игоревна пригласила меня работать в научно-просветительский отдел, и я не жалею о своем выборе. Я всегда очень любила искусство. В каком бы городе я ни оказалась, первое, куда я и иду, — это музей и галерея. Если я в Москве, то обязательно посещаю Третьяковку, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, если я в Петербурге, то бегу в Эрмитаж и Русский музей. Да и в других городах я всегда посещаю музеи.

— Так или иначе, но ваша деятельность связана с детьми и образованием. Как вы работаете со школьниками? Есть ли сейчас новые формы работы с детьми?

— Когда я была на обучении в Петербурге, то многое видела, разные возможности. Но главное, это то, что встреча с музеем должна всегда быть событием. Здесь не должно быть скучно, а должно быть интересно. Для этого существуют разные приемы. Это не только экскурсии, но и игровые, поисковые, исследовательские моменты и, конечно, мастер-классы. Это не просто нарисовать что-то и поклеить. Мы знакомим ребят с разными художественными материалами, о которых они даже не имеют представление. У нас нет задачи научить рисовать детей, мы не художественная школа, мы — музей. Мы можем только рассказать о том, какие существуют художественные материалы, виды бумаги, кисточек и красок, а также показать, как с ними работать. Все эти мастер-классы связаны с экскурсиями, которые посещают дети. Если мы говорим о пейзаже, то и на мастер-классе дети рисуют пейзаж. Если пришли дети 4–6 классов, то они пишут пейзаж гуашью, создают перспективу, играют с цветами. Если у нас старшие классы, то это авангардные пейзажи. Невозможно дать пятикласснику то, что мы даем старшим классам.

— Насколько сегодня у детей высок интерес к искусству?

— У детей есть внутренняя потребность в общении с произведениями искусства, которую они сами не осознают. Это осознание приходит в момент посещения музея. Интересно любоваться. Происходит наслаждение от произведения искусства, а потом дети еще могут узнать, как создавалось произведение, какие приемы использовал художник. Любое произведение искусства — это красота, которая спасет мир. К нам приходят даже дошкольники. Обычно мы рекомендуем посещение музея не раньше 5 лет. Для детей это большая духовная нагрузка. Смотреть на произведение не только глазами, ведь работает и душа. И когда дети 5-летнего возраста приходят, мы не требуем от них осознавать, понимать, достаточно познакомиться с музеем. Какие произведения есть в музее есть. Картины, скульптуры, предметы мебели. Оказывается все, что привычно, может стать музейным экспонатом. Сейчас у нас много музейных проектов. К примеру, одна и та же группа 4–5 раз приходит в музей. Каждый проект объединен одной темой — времена года, жанры живописи и многое другое. При неоднократном посещении картинной галереи у детей появляется умение рассматривать картину в деталях, умение ею любоваться. А это сейчас большая проблема. Ребенок привык к быстро меняющимся кадрам. А мы учим детей стоять около картины, долго рассматривать ее и получать удовольствие, понимать, что это и есть произведение искусства. Это и есть воспитание художественного вкуса.

— Давайте поговорим с вами о конкурсе чтецов «Русское слово». Как появилась идея проводить конкурс в стенах галереи?

— В картинной галерее конкурс проводят уже 4 года. Эта идея появилась у сотрудников ЦКП «БОГОЛЕПЪ». К нам обратилась Надежда Федоровна Шутько с идеей проведения конкурса. И эта идея пришлась нам по душе. Обращение к классике, классическому русскому слову. Что сегодня может быть полезнее? Порядок проведения конкурса у нас уже отработан. Я замечаю, что с каждым годом количество желающих участвовать увеличивается. Появляется все больше и больше новых текстов. Раньше первые попавшиеся тексты брали все из хрестоматий, учебников, интернета. Теперь все иначе. И что я замечаю, то (так лучше сказать) это — разнообразие текстов. Это очень важно, значит идет поиск, общение с классическим русским словом и русской литературой. Это высокий образец, то, что должно воспитывать. Я сама за время работы в школе стала другим человеком. Меня воспитывала русская классическая литература и дети. Когда они читают о русском лесе, то видят его другими глазами, глазами художника. Их собственное видение меняется. Русское слово воспитывает душу. Дети читают русскую классику в каминном зале картинной галереи в окружении русской классики изобразительного искусства. И это, конечно, возвышает души. Просветленные лица — это и есть главная награда организаторам конкурса.

— За 4 года проведения конкурса изменился ли уровень подготовки детей?

— Несомненно. Это как будто читают настоящие артисты. Дело не в жестах и мимике. Здесь другое. Проникновенное понимание того, что они читают. Дети все переживают. Причем я вижу знакомые лица из года в год. Дети меняются, растут, взрослеют. К ним плохого не прилипает. Они переходят в другой подростковый возраст, тот возраст, когда дети хотят все испытать. Но подобные проекты не дают отрицательному проникнуть в души ребят.

— Мальчики читают в юном возрасте лучше, чем девочки. А девочки в подростковом возрасте их опережают в чтении. Как думаете, с чем это связано?

— Наверное, из-за того, что взрослеют быстрее девочки. Мальчики еще полны детских чувств, а вот в девочках появляется нечто иное… некая взрослость. Добавляется и ирония.

— Как вы думаете, чтение классической литературы подкрепляет ребят в отношении Бога и веры?

— В плане веры происходит постоянное подкрепление. Удивительно, что столько лет о Боге было говорить нельзя, и более того, роман «Преступление и наказание» толковался иначе. В романе главной идеей является — духовная смерть и духовное воскресение на пути православной веры. Православие спасло Раскольникова. В советское время говорили не о вере, а о раскаянии. Но раскаяние невозможно в этом романе без веры. Если мы говорим о русском искусстве, то оно проникнуто христианской идеей любви к миру. Художник стремится проникнуть в святое святых, в человеческую душу и сердце. Вера всегда с нами. Это любовь к человеку, миру, природе . Она воспитана православной верой. Что дарит Бог? Он дает человеку надежду, что человек не один, что есть сила, которая в каких-то обстоятельствах его спасет. Я сама с иконой бываю каждый день, смотрю на нее не только как на произведение искусства. Икона мне много говорит, а с каждым годом все больше. Я недавно была на конференции в Новгороде, посетила Софийский собор. Впервые привезла с собой икону. Это икона Божией Матери «Знамение», которая в свое время защитила новгородцев.

— Ваши пожелания нашим читателям в преддверии Нового года и Рождества.

— Новый год и Рождество — это всегда начало. Каждый из нас имеет возможность перевернуть листок и начать заново, с белого листа. Сказать что-то хорошее и правильное своим близким. Так пусть Новый год и Рождество станут началом лучшего.

Анна Курило

Наши службы

В монастыре ежедневно:

Вечернее богослужение - в 17:00,
Божественная литургия - в 7:30.
В праздничные дни - в 8:30.
(Начало исповеди в 7:30. После литургии служатся требы).
В понедельник, в 17:30, Акафист Иоанну Предтече Крестителю Господню.
В пятницу, в 18:00, Акафист Божией Матери пред Иверской Ее иконой (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Расписание богослужений

Таинство Крещения совершается с понедельника по субботу сразу после литургии, около 9:00 - 9:30 ч.

Дети

При монастыре с 2000 года действует воскресная школа для детей в возрасте 9-14 лет, при которой с 2005 года существует хор мальчиков (с 7 до 14 лет). Запись по телефону 69-00-44.