В 5-ю Неделю по Пасхе Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкою.
В лице самарянки Церковь представляет нам образ грешницы, ищущей спасения и готовой услышать призывный глас Спасителя.
Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил через страну самарянскую и остановился отдохнуть около колодца, который, по преданию, был выкопан Иаковом, у города Сихема (у св. Иоанна он называется Сихарь).
Это "было около шестого часа, время наибольшего зноя". Ученики Иисуса отлучились в город за покупкой пищи, и Спаситель остался один.
Из Самарии к колодцу пришла женщина набрать воды, и Он обратился к ней с просьбой: "Дай Мне пить". Узнав, возможно, по одежде или по манере речи, что обращающийся к ней — иудей, самарянка, зная отношение иудеев к самарянам, удивилась, что Он, иудей, просит пить у нее, самарянки. Но Иисус, пришедший в мир спасти всех, а не только иудеев, объяснил женщине, что она не стала бы задавать подобного вопроса, зная, Кто говорит с ней и какое счастье ("Дар Божий") Бог послал ей в этой встрече. Если бы она знала, Кто просит у нее пить, то сама бы попросила Его утолить ее духовную жажду, открыть ей ту истину, познать которую стремятся все люди; и Он дал бы ей "воду живую", т.е. “благодать Святого Духа”. (Иоанн 7:38-39).
Самарянка не поняла Господа: под живой водой она разумела ключевую, которая находится на дне колодца, а потому и спросила Иисуса, откуда Он может иметь живую воду, если Ему и почерпнуть нечем, а колодец глубок. "Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?" (Иоанн 4:12). Самарянка вспоминает патриарха Иакова, который в пользование своим потомкам оставил этот колодец, с гордостью и любовью. Тогда Господь поднимает ее разум до высшего понимания Его слов: "Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Иоанн 4:13-14). В жизни духовной благодатная вода имеет иное воздействие, нежели физическая вода в жизни телесной. Тот, кто напоен благодатью Святого Духа, уже никогда не почувствует духовной жажды. Все его духовные потребности уже полностью удовлетворены. Тот же, кто пьет физическую воду и удовлетворяет какие-либо свои земные потребности, утоляет жажду лишь только на время и вскоре "возжаждет опять". Благодатная вода будет пребывать в человеке, образует в нем самом источник и сделает человека причастником вечной жизни. Все еще не понимая Господа и думая, что Он говорит о воде обыкновенной, но только какой-то особенной, навсегда утоляющей жажду, она просит Господа дать ей этой воды, чтобы избавиться от необходимости приходить за водой к колодцу.
Писание не сообщает нам имени этой женщины, но из Предания известно, что ее звали по-гречески Фотиния, что в переводе означает Светлана. И это не случайно, ибо встретившись с Христом и восприняв от Него свет истины, она сама стала светом, неся его и просвещая им всякого человека, который встречался ей на её жизненном пути.