Благовещение Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.
Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, достигнув  совершеннолетия, должна была оставить храм и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее с ее дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.
Спустя четыре месяца после обручения, когда Мария читала Священное Писание, к Ней явился Ангел и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога: быть Матерью Сына Божия.
Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес ей от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело передавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему».
«То событие, которое именуется «Благовещение», означает зачатие Иисуса Христа, – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев. – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные «физиологические» аргументы лучше оставить при себе — христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде.
И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через Архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие: «Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью.
Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…».

История
Датой Благовещения, как на Западе, так и на Востоке считается 25 марта. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века считается днем Рождества Христова сначала на Западе, а затем и на Востоке. Оно также согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха произошли в один и тот же день года.
Изображение Благовещения присутствует уже среди росписей катакомб 2-й половины II — 1-й пол. III веков. Тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века. Интерес к событию Рождества Христова и тайне Воплощения усилился в начале IV века, когда  св. равноапостольной Елене удалось  открыть святые места земной жизни Господа Иисуса Христа, и начать строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете). Вполне вероятно, что с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В начале VIII века армянский автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским, то есть в 3-й четверти IV века.
Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI веков немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя. Но уже к концу VII века он стал одним из самых почитаемых здесь праздников. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников, и богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.
На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам V века блаженному Августину, святым Петру Хрисологу и Льву I Великому. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, во время которых в Риме совершались торжественные процессии.
Название праздника в древности не было устойчивым, а современное греческое название «евангелисмос» встречается лишь с VII века.                                                                

Смысл праздника
Митрополит Сурожский Антоний:
«Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, - дело Божией любви,  крестной, ласковой, спасающей, и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. Св. Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца.
А благая весть была поистине страшная: явление Ангела, это приветствие: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего», - не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа : « Как это могло быть?»
И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся, хотя  глубокой верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже было возвещено, что у его жены родится сын – естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: «Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты можешь это доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?..»
Божия Матерь ставит вопрос только так: «Как это может случиться со мной – я же дева?» И на ответ Ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии: «Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему…»
Слово “раба” в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности. В славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой – то есть непостижимым доверием – весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: «Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа…».
В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать только подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: «Пролей кровь, и примешь Дух…»  Один из западных писателей говорит, что Воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало в Ней плотью.
Вот то благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: «Род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира». Аминь.

По материалам Православного календаря на 2014 год.

Источник: nicstyle.ru

Наши службы

В монастыре ежедневно:

Вечернее богослужение - в 17:00,
Божественная литургия - в 7:30.
В праздничные дни - в 8:30.
(Начало исповеди в 7:30. После литургии служатся требы).
В понедельник, в 17:30, Акафист Иоанну Предтече Крестителю Господню.
В пятницу, в 18:00, Акафист Божией Матери пред Иверской Ее иконой (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Расписание богослужений

Таинство Крещения совершается с понедельника по субботу сразу после литургии, около 9:00 - 9:30 ч.

Дети

При монастыре с 2000 года действует воскресная школа для детей в возрасте 9-14 лет, при которой с 2005 года существует хор мальчиков (с 7 до 14 лет). Запись по телефону 69-00-44.