Последняя неделя Великого поста — Страстная, или Великая. Страсти на церковнославянском языке означает муки и страдания. Страстной эта неделя названа потому, что посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа: страданиях, распятии, крестной смерти и погребении.
В эти дни, в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад: о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскрешении.
Отцы Церкви так составили и расположили богослужения страстной недели, что в них отражаются все страдания Христа. Облачения священнослужителей в церкви в эту неделю — чёрные с серебром.
В каждый день Страстной седмицы вспоминают события последних дней Спасителя. Понедельник, Вторник и Среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во Вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Христа. Ученики негодовали: «...к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» (Мф. 26:8–9).. Однако Христос остановил их: «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26:12).
Великий Четверг насыщен событиями. Прежде чем взойти на Голгофу, Христос показал ученикам пример кротости, омыв им ноги, установил Таинство Евхаристии, до кровавого пота молился в Гефсиманском саду и там же был предан Иудой.
Великая Пятница — самый скорбный день Церковного года — день распятия и смерти Христа. Великая Пятница для христиан всегда была днём самого строгого поста и печали. В Великую Пятницу совершают воспоминание добровольных и страшных страданий Иисуса Христа, которые Он претерпел за людей: «… и, раздев его, надели на него багряницу; и сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость, и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря, радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взяв трость, били его по голове». (Мф.27:30) Побои, пощечины, поношения, насмешки, неправедный суд, издевательства легионеров, бичевание, крестный путь, уксус с желчью вместо воды и смерть на Кресте — всё это было в пятницу.
Службы Великой Субботы начинаются в пятницу во второй половине дня (в древней Церкви эта служба была ночной). Плащаницу — большое полотно с шитым образом Господа после снятия Его со Креста — выносят на середину храма.
Вечером того же дня есть служба, на которой совершают Крестный ход с Плащаницей вокруг храма при печальном колокольном звоне. После Крестного хода читают Священное Писание, в том числе из Евангелия от Матфея о том, как фарисеи поставили у погребальной пещеры стражу, чтобы «ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых...» (Мф. 28:64)
В Великую (Тихую) Субботу вспоминают о пребывании Иисуса Христа во гробе. В Иерусалиме в этот день в храме Воскресения сходит Благодатный огонь. В храмах совершают литургию Василия Великого, перед вынесенной накануне Плащаницей читают библейские пророчества о Спасителе. Евангелие, которое священник читает уже в белом облачении, повествует о приходе Марии Магдалины к опустевшему гробу, о встрече с Ангелом, возвестившим Воскресение. Скорбь заканчивается...
Богослужения Страстной седмицы обставлены особым внешним величием, вдохновенными песнопениями, знаменательными обрядами, которые совершаются только в эту седмицу. Эти богослужения представляют все события последних дней земной жизни Христа, величественно трогательную историю Его страданий, и мы мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему».
После богослужения священник читает особую молитву и, окропляя святой водой, освящает принесённые прихожанами куличи, пасхи и пасхальный яйца.
В Страстную неделю православные усугубляют пост.
В Страстную седмицу святая Церковь призывает нас оставить всё суетное и мирское и душою и сердцем последовать за нашим Спасителем.