Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц ― нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага.
Иоанн Златоуст.
Во вторник второй седмицы по Пасхе, через день после Фоминой недели, Православная Церковь установила поминовение усопших, первое после Пасхи. Этот день называется Радоница (слав. – светлая, блестящая) и считается Пасхой для усопших. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке, праздник этот ведет свое начало с древности.
Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — призывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их переходу в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная мученической смертью Христа и Его воскресением, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.
В день Радоницы православные христиане имеют благочестивый обычай совершать молитвенное поминовение усопших в храмах и на могилках своих родных и близких, символически разделяя пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир. Этот обычай имеет благотворное влияние не только на почивших, но и на живых. Именно на Радоницу живущие на земле делятся с душами усопших духовной радостью о воскресшем Спасителе и празднуют Пасху на могилах усопших. Люди приносят из дома крашеные яйца и другие пасхальные яства и совершают поминальную трапезу, отдавая некоторую часть принесённого нищей братии на помин души. Духовный смысл этого обычая заключается в том, что Церковь, по прошествии светлых дней Пасхи, когда все живущие на земле поздравляли друг друга с Воскресением Христа, разделяет свою радость и с усопшими в надежде на всеобщее воскресение.
Такое общение, выраженное через простые традиции, отражает надежду и веру в то, что наши родные и близкие и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32).