Собор новомучеников и исповедников Российских празднуется 7 февраля (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.
В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих граждан не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.
Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь: к лику святых были причислены более тысячи новых мучеников.
Среди пострадавших за веру в ХХ веке ― святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и целый сонм святых явленных и неявленных. Есть среди них и священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский (1919).
Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Состоит образ из средника, деисиса и 15 клейм, размер иконы 167х135 см. Десятое клеймо иконы посящено событию, имевшему место в нашем городе в 1919 году.
Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!
Десятое клеймо
Расстрел крестного хода в Астрахани.
Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились в 1918-1919 годах во многих городах России. На это проявление народного протеста власть отвечала террором. Один из расстрелов крестного хода показан в данной композиции. Композиция решена как прямое столкновение двух сил. Слева направо движется процессия праведников с хоругвями. Впереди идут дьякона, у них твердый, неустрашимый шаг. Передний, более старший, высоко держит крест. В середине шествия епископ. Это архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), расстрелянный позже, 23 июня (6 июля) 1919 года, вместе с епископом Леонтием (фон Вимпфеном), управлявшим в то время Иоанно-Предтеченским монастырём. Справа - группа солдат. В руках солдат винтовки, олицетворяющие угрозу неминуемой смерти для хоругвеносцев, епископа и всей процессии.
Событие развертывается на фоне храма, дверной проем которого служит разделительным знаком между противостоящими силами. Напряженность ожидания момента столкновения усиливается цветом. В группе праведников господствует красный цвет, выражающий непреклонность и готовность постоять за веру Христову.
По силе драматизма это клеймо выделяется из всех прочих. На нём в художественной форме изображено реальное событие, имевшее место в нашем городе 11 мая 1919 года. Именно в этот день после получения долгожданного разрешения Священного Синода должно было совершиться прославление причисленного к лику угодников Божиих святителя Иосифа Убиенного, митрополита Астраханского и Терского.
По благословению архиепископа Митрофана начались приготовления к проведению торжеств. Это было непросто. В то время в помещениях Кремля располагались штабные организации Реввоенсовета и фронта. Верующих пропускали в Кремль только по пропускам. Прославление нового угодника Божия в Успенском соборе, где находилась (и сейчас находится) его гробница, было невозможно, и владыка Митрофан распорядился перенести торжества в один из ближайших к Кремлю храмов – Знаменский, который был построен в ознаменование освобождения Астрахани от разинцев, казнивших священномученика Иосифа.
11 мая 1919 года в Знаменский храм прибыли архиепископ Митрофан, астраханское духовенство, и простые миряне. После торжественной службы в храме все молящиеся во главе с владыкой, с хоругвями и иконами, направились крестным ходом в Кремль. Они знали, что накануне военные власти запретили всякое богослужение в Успенском соборе и выставили у входа в Кремль роту солдат с пулемётом, но никто не ожидал того, что произошло: молящихся остановил огонь из винтовок и пулемёта.
Сегодня в левом приделе храма Иоанно-Предтеченского монастыря перед иконой «Собор новомучеников и исповедников российских» всегда горят свечи.