Дни памяти:  Январь 7,  Февраль 24,  Май 25,  Июнь 24,  Август 29,  Сентябрь 23,  Октябрь 12

В Православной Церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. Так, на следующий день Богоявления Церковь чтит того, кто послужил делу Крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю Церкви Ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное Явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя.

«По свидетельству Господню, никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. Сведения о нём восходят  к Евангелию. Оно гласит, что родителями Иоанна Предтечи были священник Захария и его жена Елисавета. Само рождение Иоанна описывается как чудо и знак Господень. Захария и Елисавета долго были бесплодными, страстно мечтали о сыне, и наконец-то их молитва была услышана Богом. Весть о чудесном зачатии возвещается Захарии во время его служения в Иерусалимском Храме архангелом Гавриилом: «Жена твоя Елисавета родит тебе сына и наречешь ему имя: Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его обрадуются». Захария удивился и не поверил архангелу. «За это, - объявил архангел, - ты будешь молчать, пока все не свершится».

Так и случилось. Захария действительно не мог говорить   и объяснялся только знаками. Окончив дни своей службы в храме, он вернулся домой. Жена его Елисавета, зачав после этих дней, таилась пять месяцев и говорила: "Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми".

По прошествии шести месяцев к Елисавете пришла в гости её родственница Дева Мария, зачавшая в это время Спасителя Иисуса Христа. Во время этой встречи "взыграл младенец во чреве Елисаветы", приветствуя Спасителя во чреве Марии, и Елисавета исполнилась Святого Духа и воскликнула громким голосом: "Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева твоего".

Когда наступило время, Елисавета родила сына, которого   и нарекли именем Иоанн. После этого "отверзлись уста онемевшего Захарии" и начал он пророчествовать, говоря о том, что сбывается предсказанное древними пророками: "И ты, дитя моё, будешь назван пророком Всевышнего, потому что будешь идти впереди Господа, чтобы приготовить путь Ему, дать Его народу познание о спасении через прощение грехов, по любви и милости нашего Бога, который придет к нам с небес, как восходящее солнце, чтобы дать свет живущим во мраке смерти и направить наши пути к миру!”

Ребёнок рос и укреплялся духом. Он жил в пустынях, но о его жизни там известно лишь то, что он носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих и ел дикий мёд и акриды (саранчу), то есть пищу бедных людей, исполняя таким образом самое строгое покаяние. Прошло почти тридцать лет, прежде чем слово Господне извлекло его из уединения, и он явился на Иордане, проповедуя крещение, покаяние и пришествие Мессии. "Покайтесь! - говорил он. - Царство Божие уже близко!… Приготовьте путь Господу. Выпрямьте путь перед Ним!"

Последний из ветхозаветных пророков называл Предтечу "Ангелом Господним", готовящим путь Мессии. Народ стекался к нему со всех сторон. Полный силы   и убеждённости, он заставлял всех выслушивать строгие истины. Иоанн обращал свои грозные и призывающие    к покаянию проповеди не только к простому народу. Он смело изрекал их перед земными властями. Он призывал всех обратиться к Богу за прощением грехов и принять Крещение в подтверждение своего покаяния. Всех, кто исповедовал свои грехи, он крестил в реке Иордан. Вокруг него образовалась община, состоящая из верных ему учеников, ведущих, как и он, аскетический образ жизни.     К Иоанну Крестителю приходили многие люди, и он обличал, как и ветхозаветные пророки, показное благочестие, требовал соблюдения в первую очередь заповедей милосердия, взаимопомощи и заботы о бедных. И спрашивал его народ: "Что же нам делать?"

Он сказал им в ответ: "У кого две одежды, тот дай неимущему; у кого есть пища, делай то же". Добродетель и образ жизни Предтечи заставили многих почитать его Мессией, которого тогда с величайшим нетерпением все ожидали, потому что время, предсказанное пророками, уже наступило. И у Иоанна спрашивали, тот ли он, которого ожидают. На это он отвечал: "Нет. Я глас вопиющего в пустыне. Исправьте путь Господу. Я крещу вас водой, но после меня придет тот, кто сильнее меня, я не достоин даже развязать ремни его сандалий. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.  Он пришел в мир для освобождения народа Божия. Он держит уже лопату в руке для очищения гумна Своего; плевелы Он сожжет огнем неугасаемым, а пшеницу соберет в житницу Свою". В это время Иисус вышел из Галилеи, явился на Иордане к Иоанну для принятия от него крещения. Благодаря своему пророческому дару тот узнает в Иисусе, тогда еще никому не ведомом, Спасителя и отказывается делать это, требуя сам от Него крещения. По настоянию Иисуса он все же совершает над ним обряд крещения. И тогда вдруг открылись небеса, и на Иисуса сошел Дух Святой в виде голубя, а из небес раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». (Мф. 3:17) После Иоаннова крещения начинает Спаситель свою проповедь. Первым он является людям, которых готовил Иоанн своими пророчествами и призывал к покаянию.

Но близок уже был конец славного поприща Предтечи. В одной из своих проповедей он публично осуждил царя Ирода, который взял себе в супруги жену своего брата, хотя тот был жив и не давал ей развода, и имел от нее детей. Иоанн не мог равнодушно взирать на это, восстал против царя и публично указал ему на беззаконие его. Оскорбленная Иродиада, жена Ирода, поклялась отомстить Иоанну и принудила своего супруга заключить его в темницу. Царь, однако, боялся казнить Предтечу, так как и сам отдавал должное святости этого человека и считал его пророком. Иродиада же искала случая погубить этого строгого обличителя ее беззакония. И случай вскоре представился. Когда Ирод праздновал день своего рождения, дочь Иродиады танцевала перед гостями и так понравилась Ироду, что он обещал ей дать все, что она пожелает. По наущению своей матери девушка попросила подать ей на подносе голову  Иоанна Крестителя. Царя это очень опечалило, но так как он поклялся перед всеми гостями, то повелел исполнить ее желание. И Иоанн был обезглавлен.

Голову его принесли на подносе и отдали девушке, а та отнесла её матери. Иродиада надругалась над отсеченной святой главой пророка и выбросила ее. Услышав об этом, ученики Иоанновы пришли и похоронили тело в Самарянском городе Севастии, потом пошли ко Христу и рассказали Ему о случившемся (Мф. XIV, 6-12, Мар. VI, 21-29). Так закончил свой земной путь Креститель Господень  Иоанн Предтеча.   Христиане называют Иоанна "концом пророков" и высоко чтут его. Церковные песнопения прославляют его и его мученичество за правду. Богослужебные тексты для различных праздников, посвящённых Иоанну Предтече, написали такие известные гимнографы как Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и Кассия Константинопольская. Андрей Критский в «Каноне на рождество Иоанна Предтечи» даёт Иоанну следующие эпитеты: пророков предел, начало апостолов, земной ангел, небесный человек, глас слова.

Предтеча Иисуса Христа и Его Креститель – величайший святой.  В «Деисусе» только он изображается, наравне с Девой Марией, в особой близости к к Христу. Для православных христиан он – идеальный образец аскета, пустынника, приобретающий черты «Ангела пустыни».

Иоанн Креститель прославляется Церковью как «ангел и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был «светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом» (Мал. 4, 2)».


Из книги Л.Г. Бухтояровой «Дорога длиною в три столетия»

Наши службы

В монастыре ежедневно:

Вечернее богослужение - в 17:00,
Божественная литургия - в 7:30.
В праздничные дни - в 8:30.
(Начало исповеди в 7:30. После литургии служатся требы).
В понедельник, в 17:30, Акафист Иоанну Предтече Крестителю Господню.
В пятницу, в 18:00, Акафист Божией Матери пред Иверской Ее иконой (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Расписание богослужений

Таинство Крещения совершается с понедельника по субботу сразу после литургии, около 9:00 - 9:30 ч.

Дети

При монастыре с 2000 года действует воскресная школа для детей в возрасте 9-14 лет, при которой с 2005 года существует хор мальчиков (с 7 до 14 лет). Запись по телефону 69-00-44.