Праздник Преображения Господня – 6 (19) августа - имеет один день предпразднства 5 (18) августа и семь дней попразднства с 7 по 14 (20 по 27) августа. Отдание праздника совершается 14 (27) августа.
В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Преображение (греч. метаморфосис) значит «превращение в другой вид», «изменение формы» Так называется одно из важнейших событий евангельской истории, происшедшее незадолго до последней Пасхи Иисуса Христа. О нем рассказывают три евангелиста: Мф. 17:1-13, Мк. 9:2-13 и Лк. 9:28-36.
Евангелист Лука пишет: «Через восемь дней после торжественного исповедания ап. Петром своего Учителя Мессией (Христом), Иисус, взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда засверкала белизной. И два человека беседовали с Ним, – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме».
А Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: "Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!" «Он не знал и сам, что говорил, – замечает Лука и продолжает. – И еще он не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: "Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!" И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк. 9:28-36).
А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?» (Мк. 9:9-10).
На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках "Скрижали завета" – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие ниц и прикрывающие лица руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.
Тропарь Преображения Господня
глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.
Кондак Преображения Господня
глас 7
На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,// яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Величание Преображения Господня
Прославляем Тебя, Жизнеподатель Христос, и почитаем преславное преображение Пречистого Твоего Тела.
Для чего Господь показал апостолам небесную славу Свою, светлость Божества Своего... Для того, чтобы и еще и еще, после бесчисленных чудес, показать им очевиднейшим образом Божество Свое и Свое единосущие со Отцем, дабы они не поколебались в вере во время страданий Его и смерти, но разумели и понимали, что он страдал и умирал добровольно, за грехи мира....
Святой Иоанн Кронштадтский
Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывает множество православных паломников со всего мира. Здесь Иерусалимской Патриархией служится торжественное праздничное богослужение, как правило, не в самом храме, а перед входом в него на специально сооруженном помосте с устроенным алтарем, ввиду того, что храм не в состоянии вместить всех желающих участвовать в торжестве праздника Преображения. Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после литургии на православный монастырь. Православные видят в этом знак особой благодати Божией.
Для многих любителей литературы Преображение ассоциируется с замечательными строками Бориса Пастернака:
… сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры!
«Свет без пламени»
Эти строки выражают настроение праздника – такого аристократически изысканного, блистательного.
Этот праздник имеет и другое название – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе. Оно связано с тем, что «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа», предписанная Церковным уставом говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда).
Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера. Отсюда и это благозвучное название праздника: Второй, или даже Яблочный Спас.
В Православной Церкви Преображение имеет статус двунадесятого праздника.