Обретение нетленных мощей преподобного Серафима Саровского произошло 110 лет назад, в 1903 году, спустя 70 лет после его смерти.

Преподобный Серафим Саровский скончался в 1833 году, и верующие бережно сохраняли память о нем и его чудесах. Высоко почитаемый еще при жизни, преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и Преподобный Сергий Радонежский. В 1895 г. в Святейший Синод было представлено произведенное особой комиссией расследование о чудесных знамениях и исцелениях, явленных по молитвам отца Серафима. Расследование это, начатое комиссией 3 февраля 1892 г., окончено было в августе 1894 г. и производилось в 28 епархиях Европейской России и Сибири.

Могила Саровского чудотворца была вскрыта накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы под наблюдением преосвященного Димитрия Тамбовского. Когда прокопали кирпичный свод склепа, то оказалось, что дубовый гроб совершенно цел. По получении акта об освидетельствовании честных мощей Священный Синод постановил: «Благоговейного старца Серафима, почивающаго в Саровской пустыни, признать в лике святых, благодатию Божией прославленных, а всечестные останки его - святыми мощами и положить оные в особо уготованную усердием Его Императорскаго Величества гробницу для поклонения и чествования от притекающих к нему с молитвою».

Современниками это событие описывается следующим образом: 16 (29) июля 1903 г. в храмах Саровской пустыни были совершены заупокойные Всенощные бдения - Парастасы - о иеромонахе Серафиме. На следующий день, 17 (30) июля, в Саровский монастырь прибыли на открытие святых мощей преподобного Их Императорские Величества Государь Император Николай II и Государыня Императрица Александра Феодоровна. Их ждали с огромным нетерпением. Среди Высочайших Особ присутствовали также мать Царя Государыня Императрица Мария Феодоровна, Великая Княгиня Ольга Александровна с Августейшим Супругом, Великий Князь Сергей Александрович с Супругою Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной, а также высшие государственные сановники. Исполнилось пророчество преподобного Серафима о посещении Сарова и Дивеева Царской Фамилией. Из Дивеевского монастыря в Саровскую пустынь был совершен грандиозный крестный ход.

В 02.00 раздался торжественный звон, и после краткого молебна крестный ход начал свое шествие. Шли хоругвеносцы из самых разных мест: Сергиева Посада, Мурома, Клина, Рязани, Тулы, Ростова, Суздаля, Владимира, Москвы, Нижнего Новгорода и Арзамаса. Они несли ценные хоругви с изображением местночтимых святых. Дивеевские сестры несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление». За ними следовало многочисленное духовенство. Всю дорогу участники крестного хода исполняли канон Богоматери и священные песнопения. В часовнях, находившихся по пути, были совершены краткие литии. Это было величественное зрелище. По пути следования Государя стояли толпы, стены народа. Народ заполнил и все пространство около монастыря и внутри него. В Сарове с особой силой проявилась любовь православного народа к Святому и Царю. «Русь Православная - это нераздельно: Царь и народ», «куда Царь с Царицами, - туда и народ со своими котомками за спиной ... прорвалась русская натура и, - тихая обитель оглушена, и перед самым собором, громовым - «ура!» Навстречу крестному ходу из Дивеева выступил еще один крестный ход — саровский — во главе с епископом Тамбовским Иннокентием. Когда они встретились, преосвященный Иннокентий осенил на четыре стороны народ чудотворной иконой Божией Матери «Умиление» при пении «Пресвятая Богородице, спаси нас». Объединенный крестный ход, образовав величественное шествие, при торжественном колокольном звоне направился в Саровскую пустынь.

18 (31) июля во время Всенощного бдения совершилось прославление преподобного старца Серафима. Его святые мощи были поставлены в Успенском соборе Саровского монастыря. При перенесении их в собор весь народ с зажженными свечами в руках опустился на колени. Гроб Святого во время величественного крестного хода, совершенного вокруг храмов обители, нес впереди Государь. А вечером следующего дня началось всенощное бдение, имеющее особенное значение, - это была первая церковная служба, на которой Серафим Саровский стал прославляться в лике святых. При пении литийных стихир крестный ход направился к церкви преподобных Зосимы и Саватия Соловецких, где находился гроб преподобного Серафима. Гроб поставили на носилки, которые взяли Государь Император, Великие князья, митрополит и архиереи. Шествие направилось к Успенскому собору, возле которого были произнесены литийные ектении. Затем гроб установили посередине храма. После чтения Евангелия митрополит и архиереи приложились к святым мощам. Всенощная продолжалась. Настало время полиелея. Запели «Хвалите Имя Господне». Зажглись свечи. Митрополит, архиереи и все духовенство сделали троекратные земные поклоны. Затем был открыт гроб, и все присутствующие в церкви опустились на колени. Наступила минута прославления преподобного Серафима. Торжественно и трогательно, потрясая душу, зазвучало величание «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме».

19 июля во время Божественной литургии при пении «Приидите, поклонимся» святые мощи преподобного были обнесены вокруг престола и положены в мраморную раку под высокой пятиглавой удивительной красоты сенью, изготовленных по Царскому заказу. После Божественной литургии вновь был совершен крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских церквей. Как и накануне, в народе слышались плач и рыдания, молитвенные воздыхания к преподобному Серафиму. В эти дни совершились многочисленные исцеления больных. За один день у источника преподобного Серафима было собрано до пятнадцати костылей, оставленных исцелившимися хромыми. В дни прославления Угодника Божия Серафима Царская Чета молилась у его святых мощей в Саровском монастыре о даровании ей Наследника Престола. Царица Александра Феодоровна ночью купалась в целебном источнике святого Серафима. Позднее Царь Николай II говорил: «Что касается святости и чудес святого Серафима, то уже в этом я так уверен, что никто никогда не поколеблет мое убеждение. Я имею к этому неоспоримые доказательства». На следующий день была совершена Божественная литургия. На малом входе с Евангелием святые мощи обнесли вокруг престола и положили в уготованную раку. По окончании литургии был совершен праздничный крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских храмов. Народ живой стеной стоял по пути хода, так что, выйдя из храма, участники торжества попадали воистину в другой храм. Торжеств, подобных Серафимовым, Россия не помнит. Люди плакали от радости, видя, как Государь, Великие князья несут на своих плечах мощи дивного угодника Божия.

Тысячи людей в июльские дни 1903 года, дни прославления преподобного Серафима, собрались и в Московском Кремле, заполнив не только Соборную площадь, но и Царскую около колокольни Ивана Великого, а также пространство у Чудова монастыря, располагавшегося недалеко от Спасских ворот, через которые проходили многочисленные богомольцы. В Успенском соборе рядом с иконой новопрославленного святого в особом драгоценном ковчеге для поклонения была помещена малая монашеская полумантия преподобного Серафима, доставленная из домовой церкви московского генерал-губернатора Великого Князя Сергея Александровича (дяди Императора Николая II). Это была полумантия, от которой получила исцеление дочь Императора Александра II Великая Княжна Мария Александровна и которая сохранялась теперь у сына Императора Александра II Великого Князя Сергея Александровича. Эту полумантию несли во время торжественных крестных ходов вокруг Успенского собора Московского Кремля во главе с митрополитом Московским Владимиром. Доступ в Успенский собор не прекращался с 18 по 20 июля днем и ночью.

В начале XX века в Москве был изготовлен деревянный, обложенный серебром и украшенный жемчугом и сапфирами складень-ларец для реликвий старца Серафима, который принадлежал Царской Семье и хранился в Александровском Дворце Царского Села. (Ныне этот складень находится в Государственном Эрмитаже).  На левой створе складня - живописное изображение в рост благословляющего преподобного Серафима, в белом балахоне, чуть согбенного, с большим медным крестом - материнским благословением. В правой створе складня-ковчега вверху частично сохранились под слюдой засушенные цветы из Сарова, а также, что следует из архивного описания, скуфья Святого. С этого времени, уже на протяжении 110 лет, преподобный Серафим прославляется и ублажается церковью в лике святых Божиих, а его святые мощи открыты для всенародного поклонения.

Наши службы

В монастыре ежедневно:

Вечернее богослужение - в 17:00,
Божественная литургия - в 7:30.
В праздничные дни - в 8:30.
(Начало исповеди в 7:30. После литургии служатся требы).
В понедельник, в 17:30, Акафист Иоанну Предтече Крестителю Господню.
В пятницу, в 18:00, Акафист Божией Матери пред Иверской Ее иконой (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Расписание богослужений

Таинство Крещения совершается с понедельника по субботу сразу после литургии, около 9:00 - 9:30 ч.

Дети

При монастыре с 2000 года действует воскресная школа для детей в возрасте 9-14 лет, при которой с 2005 года существует хор мальчиков (с 7 до 14 лет). Запись по телефону 69-00-44.