Андрей Рублев - символ ушедшей Святой Руси, символ загадочного древнерусского искусства, символ настоящего русского человека, каким он может и должен быть.
Образы Рублева навевают нам воспоминания о давно утерянной райской жизни, о горнем покое, абсолютном счастье и гармонии. Непостижимая и недостижимая для человека 21-го века чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его работах, дошедших до наших дней.
Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, он родился около 1340/1350 годов в Московском княжестве (по другим сведениям — в Новгороде), воспитывался в семье потомственных иконописцев, принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском, а по другой гипотезе, в Спасо-Андрониковом монастыре при игумене прп. Андронике († 1373).
Андрей — монашеское имя. Мирское имя художника неизвестно. Вся его жизнь связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве.
Предание, восходящее к XVI веку, видит в нем духовного сына преподобного Никона Радонежского, а по духу святой Андрей является, несомненно, учеником преподобного Сергия Радонежского.
В летописи есть упоминание о том, что в 1408 году преподобный Андрей вместе со своим старшим сопостником и соработником Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона Богоматери «Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры, и знаменитая православная святыня — «Святая Троица»(1411 или 1425-27) для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.
На протяжении XVI-XVII веков память Андрея Рублёва была окружена почитанием. Можно найти свидетельства о духовном признании святости его в Строгановском иконописном подлиннике: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные...»
Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора.
Искусствовед М.В. Алпатов писал: "Искусство Рублева - это, прежде всего, искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания", "Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию".
В 1947 в Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Изначально в музее хранились лишь копии и фотографии, а позже туда начали поступать иконы из других храмов, списанные по ветхости, и снятые со стен фрески. На данный момент фонд музея насчитывает более 10 000 экспонатов. В него входят иконы, выполненные Андреем Рублевым, Дионисием и их последователями. В нём хранится также собрание литургических предметов, иконных окладов, старых печатных и рукописных богослужебных и певческих книг.
Перед главным входом в этот музей находится памятник прп. Андрею Рублеву работы скульптора Олега Комова. В честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.
Иконописец Андрей Рублев причислен к лику святых в год 1000-летия Крещения Руси – в 1988 году.