listok 27 03 2016 1В рамках Дней православной книги в Астрахани состоялись краеведческие чтения и научно-практическая конференция, посвященные выдающемуся историку Церкви, археологу, востоковеду, профессору Алексею Дмитриевскому. В наше время в Астрахани живет и работает его потомок, предприниматель, член Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Степанов.

— Как вы узнали о том, что Вы — потомок известного ученого?

— С начала 2000-х годов я начал проявлять интерес к своей родословной, интересоваться биографическими данными своих предков. Я слышал о таком ученом, как Алексей Дмитриевский, но не знал, что этот историк имеет прямое отношение к нашей семье, а когда углубился в изучение семейных корней, то оказалось, что он был двоюродным братом моего прадеда.

Я стал собирать труды Дмитриевского, нашел его архивы в Российской национальной библиотеке. При содействии Императорского Православного Палестинского Общества получил разрешение на фотосъемку документов. В результате проделанной работы привез в Астрахань более двух тысяч копий документов, всего их в Российской национальной библиотеке двадцать три тысячи. Дмитриевский был поразительно трудоспособным человеком, в его наследие входят исследования по истории Русской Церкви, православной литургии, археологии.

Он не раз бывал на Афоне, работал в монастырских библиотеках, писал очерки о жизни русского монашества на Святой Горе.

— Сохранились ли в Вашей семье истории о личности Дмитриевского, связанные с ним семейные предания?

— Нет, в детстве я не слышал каких-либо рассказов о нем. Даже о том, что все мои предки — священнослужители, я узнал после окончания школы. Об этом не принято было говорить. Мне рассказывали, что все, что касалось Церкви – документы, фотографии – бросали в печку и сжигали, опасно было хранить. К сожалению, когда я начал изучать историю рода, многих родственников, живых свидетелей истории, уже не осталось. Теперь я понимаю, что изучение родословной лучше начинать, как можно раньше, пока живы люди, которые могут поделиться интересными или малоизвестными фактами из жизни того времени.

— Алексей Дмитриевский до революции работал секретарем Императорского Православного Палестинского Общества. На эту должность было представлено несколько кандидатур. Почему выбор пал именно на него?

— После смерти князя Сергея Александровича Романова руководителем Общества стала его жена — Великая княгиня Елизавета Федоровна. Она много слышала о Дмитриевском, была знакома с его трудами. Кроме того, большую роль сыграла рекомендация вице-председателя Общества Николая Аничкова, который высоко ценил глубокие научные знания и трудоспособность Алексея Афанасьевича и характеризовал его как «человека порядка, твердых правил, который знает себе цену и не очень уступчив».

Жизнь Алексея Дмитриевского – один из замечательных примеров того, как человек должен относиться к своей земной миссии, и как он должен дерзать, не сворачивая с выбранного пути и не идя ни на какие компромиссы с совестью.

— Дмитриевский был секретарем Императорского Православного Палестинского Общества 11 лет. Чем он занимался в это время?

— Его деятельность была очень обширной. Он изучал и систематизировал архивы Общества, собирал материалы о русских деятелях в Палестине, лично проводил ревизии школ и подворий Общества в Иерусалиме, Каире, Назарете. Им был написан исторический труд о деятельности Общества за четверть века его существования на тот момент, очерк о русских воспитательных и благотворительных учреждениях в Палестине и Сирии. Среди его публикаций того времени множество отчетов, очерков о деятельности русских представительств на Востоке. Сейчас они представляют огромную ценность для историков.

— Поговорим о современности. Скажите, кто сейчас интересуется его наследием?

— Его имя неразрывно связано с историей России, с историей Палестины, с Астраханью. Через призму взглядов профессора Дмитриевского мы видим богатое культурное историческое наследие России. Причем его читают, изучают все, кому небезразлична история своей страны и православия.

В нашей стране изданы и переизданы труды учёного. Моё личное собрание насчитывает более сорока книг Алексея Афанасьевича. Астраханцы мало знают о своём земляке, для восполнения этого пробела состоялась встреча с деканом исторического факультета Астраханского государственного университета, профессором Еленой Тимофеевой, на которой была достигнута договорённость о совместной работе над материалами архива Дмитриевского. В ходе беседы было предложено привлечь к этой работе опытных учёных-краеведов, которые преподают на истфаке госуниверситета и молодых историков, которые только вступают на профессиональный путь.

Большое содействие в работе мне оказывают сотрудники Астраханской областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской и Краеведческого музея, которые принимают непосредственное участие в организации мероприятий и выставок, посвященных жизни и деятельности Алексея Афанасьевича.

— Вы являетесь действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества. Как Вы узнали об этой организации?

— Биография Алексея Дмитриевского неразрывно связана с Императорским Православным Палестинским Обществом. Когда я начал интересоваться его жизнью и трудами, то в процессе исследования познакомился с некоторыми членами Императорского Православного Палестинского Общества, которые помогли мне.

В Российской национальной библиотеке, где хранятся архивы Алексея Афанасьевича, фотографировать документы не разрешают. У меня и раньше были попытки изучить его труды, однако услуги библиотеки по поиску, копированию документов стоят очень дорого, а ведь речь идет не о десятке страниц. Представьте себе полки, шкафы, сверху донизу занятые тетрадями, папками, письмами. Представители Общества помогли мне договориться о том, чтобы сделать фото рукописей. Председатель Императорского Православного Палестинского Общества Сергей Степашин лично принял в этом участие. Так и завязались наши контакты. У Общества тоже велик интерес к личности Дмитриевского, его помнят как одного из выдающихся историков, который внёс огромный вклад в дело распространения православия.

— Какие задачи стоят перед Обществом сейчас? Над чем Вы работаете, будучи его членом?

— Основная цель Общества та же, что и сто лет назад — это поддержка православия, как на территории нашей страны, так и за ее пределами, реализация разнообразных гуманитарных проектов. Идет активное восстановление подворий на Святой земле. Что касается моей деятельности, как участника Общества, то в настоящее время мной ведётся работа, связанная с сохранением и изучением наследия Алексея Афанасьевича. Решение этой задачи — наша общая цель.

— Когда Вы копировали материалы в Российской национальной библиотеке, то планировали самостоятельно их изучать?

— Да, но я готов предоставить их всем, кто интересуется трудами Дмитриевского. В материалах, которые я привез, есть уникальные документы, до настоящего времени никому не известные. Я обратился к нашему известному писателю-краеведу Александру Маркову. Привезенные мной документы вызвали у него огромный интерес. Вначале им был задуман очерк о моем предке, но в процессе работы он превратился в книгу «Жизнь и труды Алексея Дмитриевского», которая была написана всего за полгода и уже издана.

— Не хотели бы Вы на основе всего прочитанного самостоятельно написать книгу о предке?

— Нет, я человек технического склада, это не мое. Я готов представлять документы всем желающим, оказывать содействие, но я не писатель.

— Какие у Вас планы на будущее?

— Планирую поездку в Российскую национальную библиотеку, чтобы привезти следующую часть документов из архива Алексея Афанасьевича. Две тысячи архивных единиц, которые я привез, это меньше одной десятой части всего его наследия. Так что работы мне на ближайшие годы хватит.

Елена Исакова

Биографическая справка

Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856-1929) — русский византинист, историк Церкви, профессор церковной археологии и литургики Киевской духовной академии, Почётный член Императорского Православного Палестинского Общества. Родился в станице Дурновской Астраханской губернии в православной семье. Окончил Астраханскую духовную семинарию, затем Казанскую духовную академию. С 1907 по 1918 годы состоял секретарем Императорского Православного Палестинского общества. В 20-ые годы преподавал литургику на Богословских курсах в Петрограде, которые в 1928 году был закрыты. Почетный член Киевской (1907), Казанской (1912), Санкт-Петербургской (1914) и Московской (1914) духовных академий.

Наши службы

В монастыре ежедневно:

Вечернее богослужение - в 17:00,
Божественная литургия - в 7:30.
В праздничные дни - в 8:30.
(Начало исповеди в 7:30. После литургии служатся требы).
В понедельник, в 17:30, Акафист Иоанну Предтече Крестителю Господню.
В пятницу, в 18:00, Акафист Божией Матери пред Иверской Ее иконой (кроме дней Великого поста и дней после Пасхи до Троицы).

Расписание богослужений

Таинство Крещения совершается с понедельника по субботу сразу после литургии, около 9:00 - 9:30 ч.

Дети

При монастыре с 2000 года действует воскресная школа для детей в возрасте 9-14 лет, при которой с 2005 года существует хор мальчиков (с 7 до 14 лет). Запись по телефону 69-00-44.